Введите ваш email
Подписка на RSS  Подписаться на RSS-ленту

Вся Беларусь

Архивы
Календарь
Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Буланова М.Б. Сельская школа: есть ли перспективы? Часть I

    Автор Буланова Марина Борисовна — доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории социологии РГГУ.

    Под редакцией крупнейшего российского социолога Жана Терентьевича Тощенко в 2016 году вышла фундаментальная монография «Смыслы сельской жизни (Опыт социологического анализа)».

    В ней на базе всероссийских исследований в 2012—2016 гг., проведенных социологами РГГУ, использования и сопоставления со статистической информацией, с данными Института социологии РАН, ВЦИОМ, Левада-Центра и других, в том числе и региональных исследовательских организаций, осуществлена попытка раскрыть смыслы жизненного мира жителей современной российской деревни, динамику постсоветских трансформаций на селе.

    Проведенная исследовательская работа очень ценная. Публикуем из нее главу «Сельская школа: есть ли перспективы?».

    К ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ СЕЛЕ

    Судьба сельской школы только на первый взгляд представляется связанной с современными реалиями. На самом деле сельская школа с давних времен была неотъемлемым компонентом деревенской жизни. «Одно из самых больших заблуждений относительно старой деревни — представление о неграмотности крестьян, об их оторванности от книжной культуры»[1].

    Совершим небольшой экскурс в прошлое сельской школы.

    Способы существования книжной культуры в крестьянской среде были весьма разнообразны. Так, существовала традиция сохранения и передачи по наследству старинных рукописных и первопечатных книг; были периодические издания самого разного характера; лубочная литература, принесенная в деревню разносчиком-офеней.

    От XVIII в. дошли свидетельства о грамотности примерно пятой части крестьян мужского пола. Так, по переписи 1785 г. в одиннадцати волостях Архангельской губернии 17,1% дворов имели грамотного хозяина; в Холмогорской округе — 18,6%, в Онежской — 16,4% [2]. При этом следует иметь в виду, что эти показатели скорее занижены, т. к. некоторые крестьяне скрывали свою грамотность перед властью; другие не хотели ставить подписи под официальными документами (старообрядцы); нередко неграмотными объявляли себя крестьяне, которые знали грамоту, умели читать, но не умели хорошо писать. По мнению советского историка С. С. Дмитриева, значительная часть челобитных XVIII в. была написана либо собственноручно крестьянами, либо переписана писцом по черновому тексту, составленному самими крестьянами [3]. Отметим, что в имеющихся данных отсутствовали сведения о грамотности женщин. Проводниками книжной культуры были церковь, школа, семья.

         ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 

 

?????NN ????NNN??
Листвянка